s51
| среда, 17 января 2018
01.12.2017 в 23:04
Пишет
Филифьонка_:
Об эскапизме
Очень часто на дневничках, то здесь, то там, я встречаю рассуждения или переживания, не слишком ли много места в жизни занимают так называемые фандомные увлечения, любовь к несуществующим или сущуствующим, но никогда не встреченным реально людям, фантазии о них... Не является ли это эскапизмом, то есть, бегством из реального мира в мир воображаемый, нормально ли это, не вредно ли это
Я задавалась этим вопросом всю свою жизнь, переживала разные периоды, и у меня сейчас есть мнение о правильном соотношении между жизнью в реальном мире и в широком смысле слова фантазиями.
Я считаю, дело точно не во времени, уделяемом тому или другому. Временное соотношение может быть самым разным.
И дело точно не в интенсивности чувств, которые вызывают воображемые герои. По сути все существующие в нашем воображении герои представляют фигуры нашего внутреннего мира, поддерживающие или проблемные, и переживать из-за них абсолютно нормально.
На мой взгляд, важно то, какие отношения выстраиваются межлу фантазией и реальной жизнью.
Реальная жизнь - это взаимодействие с настоящими Другими, другими, котоые обладают независимой от тебя волей и оттого меняют тебя. И процесс этих изменений - наверно, это и есть жизнь.
Пока мир фантазий помогает жить этой жизнью, все ок!
Когда не помогает, а мешает, есть смысл задуматься.
+++Формы как помощи, так и «мешания» могут быть абсолютно разными и сугубо индивидуальными.
Крайний случай - когда стирается грань между реальным миром и миром фантазий. Это случай психоза. Так как я работаю с людьми с психотической организацией личности, я видела эти случаи в множестве.
Молодые люди, которым кажется, что всякий, кто на них посмотрел, что-то замышляет против них. Юноша, котрому, напротив, кажется, что все девушки него влюблены. Который берет каракули, начертанные девушкой, не умеющей писать, и читает якобы любовное письмо, адресованное ему и приглашающее его улететь в Америку. И который к ужасу всех действительно сбегает от родителей в аэропорт.
В моем любимом рассказе Льюиса «Расторжение брака» герой в начале повествования живет в месте, где все желания мгновенно выполняются. Каждый живет в том доме, который вообразил себе, и волен делать что хочет. Но все в этом месте как те елочные игрушки, котрые ненастоящие потому, что не радуют. В христианском смысле, который и вкладывал в свой рассказ Льюис, это место символизирует Ад, то есть максимальную оторванность от Бога. Из Ада ходит автобус в Рай для все желающих, однако мало кто из желающих остается в Раю, потому что это место настолько настоящее, что трава режет ноги и свет слепит. В юнгианском смысле место, описанное Льюисом, символизирует оторванность от Самости. А в смысле практической психологии Льюис описал потерю чувства реальности, жители Ада живут в мире, построенном своей фантазией, а не реальностью, и чувсвуют это только где-то в самой глубине своей души.
Об этом психотическом неумении отличить реальность от вымысла - великая песня Pink Floyd “Wish You Were Here”, в которой отражена и главная проблема: «do you think you can tell heaven from hell, blue skies from pain” и главное ее последствие: «Did you exchange a walk on part in the war for a lead role in a cage”.
URL записиКак по заказу)